Как и в любом тендере, при выборе провайдера обучения/тестирования водителей нужно учесть несколько критериев, которые могут друг другу противоречить. Как в анекдоте, «Мы можем сделать ремонт квартиры быстро, качественно и дёшево – выберите любые две опции».
Обучить водителей нужно качественно, в нужные сроки, по всем заданным регионам и за как можно меньшие деньги.
Сделать выбор по многим критериям возможно, если приписать каждому из них определённый весовой коэффициент. Например, вклад качества оказания услуги оценивается в 60%, а низкая стоимость даёт вклад в 40%. Далее нужно оценить отдельно позиции каждого провайдера по всем выбранным критериям. Перейдём теперь от общих соображений к специфике обучения водителей.
Ранее мы рассматривали, как по модели Киркпатрика-Филлипса (будет ссылка на отдельную статью), можно оценивать качество любого обучения на разных уровнях – впечатление, знания, изменения в поведении, снижение аварийности, возврат на инвестиции.
Но есть несколько важных особенностей в обучении водителей:
• данная аудитория, как правило, совершенно незаинтересована в обучении,
• водители имеют завышенную самооценку своих знаний и умений,
• у водителей за много лет практики сложились устойчивые привычки, как правильные, так и неверные, а времени на обучение, наоборот, очень мало,
• нельзя изменить человека, тем более за один день, он сам должен захотеть измениться,
• изменение привычек потребует усилий в течение долгого времени,
• на обучение чаще всего направляют не добровольно, а принудительно,
• за обучение платит не сам человек, а компания.
При таких обстоятельствах ключевым фактором успеха в обучении является личность и профессионализм тренера.
Рекомендуется оценивать тренеров по следующим параметрам:
• внешний вид,
• владение голосом и интонациями, мимика, жесты,
• грамотность речи,
• знание предметной области, общий кругозор,
• умение формулировать мысли кратко и понятно,
• доброжелательность,
• энергетика, харизма,
• навыки публичного выступления,
• умение отвечать на сложные вопросы,
• навыки управления работой учебной группы,
• педагогический опыт и стаж, водительский стаж,
• соответствие открытых категорий водительского удостоверения тренера и проводимых занятий,
• имеющиеся международные профессиональные сертификаты и аккредитации,
• опыт работы на подобных проектах, в данной отрасли
На первом этапе достаточно просмотреть материалы на тренеров, присланные провайдером. Но далее следует обязательно убедиться, насколько написанное на бумаге соответствует реальности. Лучший способ для этого - посетить учебные занятия тренера или провести с ним собеседование. Причём нужно проверить абсолютно всех тренеров, которые заявлены провайдером для работы на данном проекте. Потому что зачастую на этапе конкурса между провайдерами показывают только лучших тренеров, а потом работают совершенно другие люди, которых никто не оценивал.
После оценки тренеров следует обратить внимание на учебно-методический арсенал провайдера – какие программы и курсы он может проводить, насколько материал может быть адаптирован под потребности заказчика. Также в современных условиях и особенно после ковида важную роль играют средства онлайн обучения – рассылки, вебинары, компьютерные курсы.
На этапе оценки экономической привлекательности предложений провайдера нужно обратить внимание не только на стоимость самих услуг по обучению, но и на сопутствующие накладные расходы, на затраты на проезд и проживание тренеров и участников занятий, на стоимость аренд классов, полигонов и автомобилей для практики. Здесь очень важно то, насколько географическое покрытие провайдера совпадает с регионами заказчика, потому что работа местных, локальных тренеров не подразумевает накладных расходов.
Все существенные требования к провайдеру нужно отразить в техническом задании для тендера. Как правило, провайдеру нужно заполнить одну или несколько таблиц, где подробно описывается разбиение участников обучения по программам, срокам, учебным группам, регионам, по логистике и прочим аспектам оказания услуг и в итоге рассчитывается стоимость оказания услуг и накладных расходов.
С учётом сильно выраженной специфики обучения водителей нельзя отдавать разработку ТЗ, проведение тендера и подведение его итогов целиком на откуп отделу закупок - они плохо разбираются в предметной области и могут отобрать поставщика исходя только из низких цен, без учёта качества.